На чтение этой статьи
вам понадобится 10 минут

ЛУЧШИЕ
СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

В данной статье вы узнаете всё о главных правилах создания гармоничных по цвету творческих работ.
Автор работы: Катя Шабанова.
Цвет — это информация. Он влияет на наши эмоции, настроение, даже воспоминания. Не смотря на то, что воприятие цветов субъективно, определённые оттенки воздействуют на большинство людей одинаково. Например, красный побуждает к действию, а зеленый — успокаивает; жёлтый ассоциируется с активностью и солнцем, а фиолетовый — с таинственностью и богатством.

Почему мы рекомендуем использовать гармоничные цветовые сочетания в каллиграфической работе? Есть две основные причины. Первая — влияние цветов и их сочетаний на восприятие зрителя. Правильно подобранные цвета помогают лучше донести смысл и эмоции, сделать работу более выразительной. Вторая — удобочитаемость. Несогласованные цвета затрудняют восприятие, вызывают ощущение хаоса и могут раздражать зрителя.

За основу в поисках подходящих цветов мы предлагаем взять цветовой круг Иттена. Его можно назвать «таблицей Менделеева» в мире цвета. Это схема, на которой 12 цветов, расположены в определённой последовательности. Именно расположение цветов в круге позволяет создавать гармоничные и привлекательные сочетания. Давайте рассмотрим самые известные и популярные цветовые комбинации.

Монохромная схема

Для создания работы используется один основной цвет из цветового круга. Уточним, что в случае с монохромной схемой речь идет о работах, выполненных на бумаге нейтрального цвета: белой, серой или чёрной (или наоборот — нейтральный цвет чернил и выбранный акцентный цвет бумаги). В работе с монохромной схемой важно учитывать такие важные параметры цвета, как его тон и насыщенность. Теоретически любой цвет хорошо сочетается с белым, серым и чёрным. Однако на практике при работе с буквами много зависит от яркости выбранных цветов, их насыщенности, даже от освещения. В этом случае велик риск создать работу, которая будет тяжело читаемой для зрителя. Рекомендуем предварительно тестировать, как те или иные чернила и стиль письма выглядят на конкретной бумаге, и на основании этих тестов принимать решение: создавать итоговую работу или продолжить поиски идеального цвета.
Монохромная схема. Каллиграфия выполнена нейтральным белым
на конверте синего, акцентного цвета. Автор работы: Катя Шабанова.

Аналоговая схема

Для создания работы используются от 3 до 5 цветов, расположенных подряд в цветовом круге. Эта схема отлично подходит для создания «спокойных» работ без ярко выраженных акцентов. Как и в случае с монохромной схемой, аналоговая схема лучше всего раскрывается при использовании нейтральных оттенков.
Аналоговая схема. Жёлтые акценты в блестящей акварели, бумага жёлто-оранжевого оттенка,
ореховые чернила тёмно-оранжевого цвета. Автор работы: Катя Шабанова.

Комплементарная схема

Для создания работы выбираются два цвета, лежащих друг напротив друга в цветовом круге. Главный секрет использования комплементарных цветов: одного цвета всегда должно быть больше, чем другого. Если вы создаете каллиграфическую работу, в качестве основного цвета может выступать фиолетовый, цвет бумаги, а в качестве дополнительного — жёлтый, цвет чернил. И наоборот. Важно помнить, что работа с цветом в каллиграфии имеет свои особенности: многое зависит от тона и насыщенности как бумаги так и чернил. Даже «правильные» цветовые сочетания могут выглядеть негармонично — например, красный текст на зелёной бумаге. Пожалуй, именно это сочетание мы советуем избегать в каллиграфии, поскольку оно не подходит для работы с буквами.
Комплементарная схема. На бумаге нейтрального цвета комплементарная схема раскрывается в выборе чернил
противоположных оттенков: жёлто-оранжевого и сине-фиолетового. Автор работы: Катя Шабанова.

Триада

Для создания работы используются три цвета, расположенные на вершинах треугольника, вписанного в цветовой круг. Треугольник может быть как равносторонним, тогда контраст между цветами будет более явным, так и равнобедренным — в этом случае контраст будет более спокойным и «безопасным». Как и в других цветовых схемах, один из цветов в тройке должен быть ведущим. В этой и следующей схеме особенно важно избегать «чистых» цветов, а работать с оттенками и тонами. Триада отлично подходит для подбора цвета бумаги, основных и акцентных чернил, но ещё ярче данная схема раскрывается в иллюстрациях и декоре, которые дополняют каллиграфию, например, в буквицах и орнаментах.
Триада. Вся работа выполнена в сине-зелёных тонах, а в качестве акцентов выступают
фигуры людей в море, выполненные светлым оттенком оранжевого. Автор работы: Катя Шабанова.

Тетрада

Для создания работы используют четыре цвета, расположенные на вершинах квадрата, вписанного в цветовой круг. Помните, что чем больше цветов в композиции, тем сложнее их гармонично распределить и управлять ими. Если вы начинающий каллиграф или художник, советуем вам сначала освоить первые три схемы и уже после переходить к более сложным цветовым комбинациям, к которым относятся триада и тетрада.
Тетрада. 4 цвета, выбранных по тетрадной схеме, использованы при создании
узора в дополнение к каллиграфии. Автор работы: Катя Шабанова.
Цвет окружает нас повсюду. Хоть в этой статье мы рассматривали различные цветовые сочетания только на примере каллиграфических работ, вы можете применить эти знания и в других сферах: при фотографировании творческой работы, во время выбора одежды или подходящих аксессуаров к образу, подбирая цвет мебели для дома и так далее. Если вам интересна тема цветов и их взаимодействия, советуем вам прочитать книгу Иоганнеса Иттена «Искусство цвета». А чтобы легко находить лучшие сочетания цветов для ваших проектов, воспользуйтесь следующими сайтами с интерактивным кругом Иттена:
Следите за новостями
школы в социальных сетях.